Древнеиндийская философия. Буддизм

Кафедра философии и социологии
Дисциплина «Философия»
Древнеиндийская философия. Буддизм
Контрольная работа

ВВЕДЕНИЕ
1. СВОЕОБРАЗИЕ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1.1. Мир и природа в текстах Вед и Упанишад
1.2. Влияние Вед на философскую традицию Индии
2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
3. БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ
3.1. Четыре благородных истины
3.2. Правильный путь физического и нравственного совершенствования
3.3. Что такое нирвана?
3.4. Буддизм в современном мире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Что такое философия? Если переводить дословно это означает «любовь к мудрости». В данной работе я буду рассматривать «любовь к мудрости» индийского народа и плоды этой любви, дошедшие до наших дней.

Целью моей работы является попытка рассмотреть вопрос о древнеиндийской философии и конкретно буддизма. Выбор мой пал на эту тему потому что древнеиндийская философия отличается от остальной религии тем, что оригинальна в толковании миробытия, духовности и самого сознания божественного.

В своей контрольной работе я рассмотрю основные вопросы, которые кажутся мне главными для того, чтобы кратко, но в тоже время в достаточной мере дать представление о том, что же такое буддизм и откуда он появился.

Рассмотрение вопроса по самой древнеиндийской философии необходимо, так как прежде чем идти дальше необходимо изучить предысторию, и поэтому начинаю с самых основ: как, откуда, и как развивалась. Так же основные периоды развития древнеиндийской философии, так во все времена и во всех странах философия, так же как и человеческая мысль развивалась этапами.

Двигаясь дальше, изучу и проанализирую, какие школы развивались в Индии. В чем особенности и отличия их друг от друга, и каким путем пошло развитие каждой из них.

И, наконец, в последней главе я рассмотрю самый интересный вопрос – буддизм, основные догмы буддизма, учение Будды и развитие буддизма в дальнейшем. Так как эта учение живо до сих пор и если создавать религиозный рейтинг, то буддизм займет если не первую строчку, то непременно вторую, так как не так давно, но началось массовое увлечение этой культурой.

Проанализировав все интересующие меня вопросы, воспользовавшись, литературой и уже немного подготовленной в этом вопросе, я сделаю заключение, в котором подведу итоги изученным вопросам, и сделаю основные выводы по главам. В самом конце работы напишу свое мнение о древнеиндийской философии и буддизме, что и будет являться общий выводом с моей стороны.

Конечно, такие выводы слишком субъективны, но ведь у каждого есть собственное мнение, и сама философия, не является ли мысленным трудом многих философов?

1. Своеобразие индийской философии

Индийская философия — одно из основ¬ных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. Индийская философия своеобразна и весьма отличается от религий и других философий, таких как античная философия и христианское учение. Главнейшим в древнеиндийской философии являлось ритуальность. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие, основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве. Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформи¬рующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления.(История философии:энциклопедия..-М.:Книжный дом, 2002.- 394с)
Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых – на санскрите. Поскольку индийцы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:
1) ведийский период (1500-500 до Рождества Xристова),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до Рождества Xристова — 1000 после Рождества Xристова),
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000 после Рождества Xристова)(Философская энциклопедия).

1.1. Мир и природа в текстах Вед и Упанишад

Веды – это священные книги брахманов, которые считают, что пришли тексты к людям благодаря сверхъестественным силам, так как они, по мнению индийцев, появились неоткуда и были всегда.
Веды делятся на четыре сборника:
1) Ригведа (веда гимнов).
2) Самаведа (жертвенные песни).
3) Яджурведа (жертвенные изречения).
4) Атхарваведа (песни-заклинания).
В «Ведах» впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее, их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, то есть толкования окружающего человека мира, по своему содержанию и не могли быть другими.
Впоследствии к этим книгам были присоедины ритуальные тексты – брахманы, «лесная книга», в которой говорится о жертвоприношениях и поучениях для лесных отшельников, ставших на путь знания – араньяки, и чуть позже, упанишады – тайное философское учение. Из этих книг и сложилось основное индийское учение, впоследствии появлялись произведения из различных упанишад.
«Упанишады» – древнеиндийские произведения религиозно-философского характера примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеиндийской культуры. Упанишады оказали исключительное воздействие на развитие индийской мысли и явились источником для самых различных религиозных и философских направлений.
Религиозно-мифологическое толкование окружающей среды в наиболее знаменитых «Упанишадах» перерастает в определенной мере в дифференцированное осмысление явлений мира. Так, появляются идеи о существовании различных видов знаний, в частности, логики (риторики), грамматики, астрономии, науки чисел и военной науки. Зарождаются идеи и о философии как своеобразной области знаний. И хотя полностью избавиться от религиозно-мифологического толкования мира авторам «Упанишад» не удалось, можно считать «Упанишады» и, в частности, такие из них, как «Брихадарацьяка», «Чхандогья», «Айтарея», «Иша», «Кена», «Катха» самыми ранними из известных философских произведений.
Главной мыслью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы).
«Упанишады» и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснения мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы явления мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как недифференцированное бытие, а его развитие как последовательное прохождение этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же — газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе, человеческому обществу.
Древняя ведическая мифология представляет собой дофилософскую форму мировоззрения, отражающую различные этапы развития родовых отношений оказал эпохи матриархата и патриархата. При этом, в силу тождества человека и природы (единства природо-родового организма), коллективные идеи родовой жизни фиксировались, как свойства вещей природы и тела человека, доступных чувственному восприятию. Простые вещи природы, как бы несущие в себе «родовые идеи», становились смысловыми знаками для человека родового общества, поскольку идеи родового сознания закреплялись в вещах природы и теле человека, это давало эффект чувственного восприятия всей родовой идеологии. Например, мы находим фиксацию родовой идеологии в антропоморфном теле первочеловека Пуруши: «Из него, принесенного в жертву, было получено жертвенное масло, Его обратили в те существа, которые обитают в воздухе, в лесу и селениях. От него, принесенного в жертву, возникли риги и саманы, стихотворные размеры возникли от него, яджусы от него возникли»
Мировоззренческое восприятие движения природных вещей в качестве образца родового сознания и есть один из механизмов поддержания последнего. Поскольку идеи родового сознания закрепляются не только в природе, но и родовом теле, то воспроизводиться к жизни они могут только действием всего коллектива. И для того, чтобы передавать традиции и опыт родовой жизни от поколения к поколению, должны использоваться эффективные способы их на основе ее задачи, основанные на физических способностях человека. Такими средствами выступают: слово-миф, когда человек в коллективном общении проговаривает (поет) в громкой речи родовые правила жизни, передавая их, таким образом молодым поколениям; ритуал-жест, движение (танец), когда человек, проговаривая правила, одновременно совершает движения их практического исполнения; табу как ритм, порядок, длительность слов и движений. Миф, ритуал, табу производят порядок, упорядоченность, «порядочность» функционирования единого природо-родового организма вплоть до эпохи патриархата и последующего разложения родовых отношений.

1.2. Влияние Вед на философскую традицию Индии

В Ведах— есть не только единое божество, как создатель, хранитель и разрушитель всей вселенной, мы имеем здесь ясное свидетельство того, каким же образом впервые возникла идея бога, а также связные звенья цепи стадий, через которые прошла эта идея на протяжении многих веков, пока не выросла в выдвижение веры в несуществование многих богов, и существование одной единой Высшей Силы без иного.
Голая, невинная и неприкрытая истина без всяких ухищрений — это то, что идея многобожия наиболее естественна для человеческого мышления, а идея о Всевышнем Боге — результат мышления.
Древние индийцы видят происхождение многих богов из великих явлений природы — тех из них, которые поражают воображение примитивных, но склонных к размышлениям.
Индра, бог дождя, бури и света, посылающий освежающий душ ливня, несущего плодородие — это предполагаемый демон, владеющий дождём и не дающий свету с небес достичь земли.
Варуна представлялся великой силой, оборачивавшей Землю тёмным покровом ночи, наказывающей злых и вознаграждающей справедливых, которые и не знают, кто это их наказывает и вознаграждает.
Агни был необходим для объяснения явлений, связанных со светом и теплом, простирающихся от земли до неба.
Солнце, плодовитый источник многих религий всех времён и стран, также не избежало рассмотрения с различных поэтических точек зрения. Оно стало Савитой, ежедневным прародителем мира, поскольку заставляло мир ежедневно рассветать к видимому существованию из смерти и темноты, в коей он лежал предыдущей ночью. Солнце стало Пушей, питателем, потому что это его свет растил питательную пищу. Поддерживая всю жизнь своим жизнедающим светом, и не давая миру быть всегда погружённым во тьму, солнце считалось всеобщим другом — Митрой, который был позднее персонифицирован, обожествлён и вознесён под этим именем в гимнах. Солнце не избежало и имени «великого путешественника», несущегося вокруг земли так быстро, как никто иной, и было также названо «небесной птицей с прекрасными крыльями», летящей через небесное пространство с неописуемой скоростью, прославляясь в гимнах, как Супарна Гарутман.
Утренняя заря, столь освежающая, сияющая и прекрасная, вечно юная, ежедневно загорающаяся к проявлению и скоротечно исчезающая, была неизбежно персонифицирована и обожествлена в качестве Уш.
Все эти и подобные им существа, казалось, ежедневно просыпались ранним утром (Ушарбудхи), чтобы взойти в существование из лона огромного безграничного пространства, из бесконечности сияющего пространства небес, которые также были обожествлены и воспеты в гимнах как Адити. Не требуется большого воображения, чтобы говорить об основных богах, как бы рождённых утром на дальнем востоке в лоне сверкающего безграничного небесного пространства Адити, как об адитьях или сынах Адити.
Но всякие умствования не избежали упорядочивания разумом, а разум вёл к постепенному обобщению. Ведические провидцы начали постигать, что те, кто старше их, под разными именами в конце концов говорили о том же «Едином Существе».
Веда не только отводит заметное место другим атрибутам божества, таким как мудрость, бесконечность, милосердие, неизменность, бессмертие, справедливость, забота о всех и способность быть прибежищем беспомощных, бедных и угнетённых — всем этим и прочим свойствам, образующим Бога всех народов, но и даёт нам достоверную историю того, как человек — по меньшей мере арийский — впервые к этим понятиям пришёл, как он развил и взрастил их. (Веды и их история-М.:Справ.-информ. Интернет-портал «Дом солнца, религия»,2009.-Режим доступа: http://www.sunhome.ru/)

2. Основные школы древнеиндийской философии

Все многообразие школ классического периода развития индийской философской мысли можно разделять и классифицировать по различным основаниям. Я буду их классифицировать в зависимости от того, принимают или отвергают они Веды, как авторитетные источники философской традиции.
Выделенные школы древнеиндийской философии условно разделены на две большие группы в зависимости от их отношения к основным догмам ведической литературы.
Так, например, для философии Веданты часть ведического комплекса (Упанишады) есть то же самое, что для христианства Новый завет: из Упанишад заимствовано учение о Брахмане-Атмане, как абсолютной духовной субстанции, основе всего сущего. В целом ведантизм воспринимал Упанишады как основу откровения.
Очень древние ведические корни у классической йоги, основателем которой был Патанджали (2 в. до н.э.). Упанишады постоянно ссылаются на йогу как на путь достижения сверхъестественного состояния через аскетическую практику. Все восемь частей философии классической йоги (яма — воздержание, нияма — самодисциплина, асана — сидение в позе, пранаяма — регулирование дыхания, поатьяхара — прекращение деятельности чувств, дхарана — сосредоточенность, дхъяна — размышление и самадхи — прекращение деятельности сознания) восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде Упанишад: Шветашватаре, Брихадараньяке, Мандукье и др.
Прямое отношение к ведической традиции имеет и философия санкхьи (основатель Капила). В частности, учение о Пуруше (подлинное «я», вечный, бесконечный неизменный дух) и Пракрита (материальная субстанция, природа, жизненная энергия), о свойствах последней — гунах, проявление и взаимодействие которых образуют видимый мир, доктрина мокши (освобождение от страданий с помощью техники йоги) видимо, первоначально складывались в ряде Упанишад — Чхандогье, Шветашватаре, Майтри и др.
Истоки умозрения школ ньяя (основал Гаутама -111 в. до н.э.) и ваишешика (родоначальник — Улука, IV в. до н.э.) о пяти элементах бытия (земля, вода, воздух, огонь и эфир), индивидуальной духовной субстанции (Атмане), о пространстве можно обнаружить в ранних Упанишадах — Брихадараньяке и Чхандогье.
И наконец, философия Мимансы, основанная Джаймини (11-111 вв. до н.э.), трактующая вопросы ритуала в духе наиболее архаичных и догматичных традиций ранних Вед (самхит), имеет наименьшее отношение к Упанишадам. Но и здесь, например, положение о необходимости сочетать знание и исполнение ритуала восходит к Брихадараньяке, Ише и другим Упанишадам. В соответствии с доминирующей традицией Вед, все учения ведического канона принимали догмат о возможности жизни после смерти, хотя большинство из них решительно отвергали идею божественного творения мира (миманса, йога, санкхья, ньяя и вайшешика). (Философия: учебник / ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. — М.: Русское слово, 1996. — 432 с.)
Неортодоксальные школы индийской философии отрицали основную догматику ранних Вед (или, чаще всего, были равнодушны по отношению к ней). Одновременно очевидна их идейная преемственность и связь с Упанишадами. Например идеи выдающейся религиозно-философской традиции древней Индии — буддизма ( в VI в. до н э ) о первенстве небытия над бытием, об иллюзорности, неистинности индивидуального человеческого существования, о возможности достижения состояния блаженства путем отказа от желаний и чувственных притязаний и др., — все эти идеи в неразвернутом и несистематизированном виде содержались в Чхандогье, Катхе- упанишадах. Близки ряду Упанишад некоторые нравственные идеи буддизма, его сдержанно-критическое отношение к кастовым предрассудкам (согласно буддизму, принадлежность к той или иной варне не играет существенной роли для личного спасения, главное — нравственные заслуги человека) и др.
Менее очевидной выглядит связь с Упанишадами джайнизма — еще одной значительной религиозно-философской школы Индии (основана Махавирой в VI в. до н.э.). Критический аспект джайнизма по отношению к ранним ведическим традициям — более нагляден: здесь и отрицание роли традиционных богов, и резкое осуждение ритуала (в особенности — связанного с жертвоприношением людей и животных), и более либеральное отношение к женщине. Связь же с идейным наследием Упанишад, хотя и более опосредованная, у джайнизма, конечно же, имеется. В дуалистическом (допускающем одновременное существование материальной и духовной субстанций) учении джайнов весь мир одушевлен. Единая душа (джива) распадается на множество частиц, которые облекаются в различные материальные оболочки и могут переходить из тела в тело.
Такого рода интеллектуальная конструкция в значительной мере воспроизводит аналогичные мыслительные схемы из Каушитаки-упанишады, где речь идет о непосредственно познающем Атмане, свободно перемещающемся от одного тела к другому.
И уж совсем неясной представляется связь материалистической и «атеистической» философии чарваки с наследием Вед, поскольку эта школа считалась их самым непримиримым противником. Абсолютное большинство положений всех разделов ведического комплекса подвергалось чарваками уничтожающей критике: например, по их мнению, гимны Вед отличаются только тремя характеристиками — лживостью, противоречивостью и многословием. Аналогичную оценку с их стороны получают и ведические боги, и ритуалы, и теоретические положения.
Натурфилософские идеи чарваков высказываются не богами, а — асурами (демонами), с целью продемонстрировать ложность чувственного познания, поскольку материальный мир, поддерживаемый асурами, не может обладать полнотой бытия. И даже боги, отступающие от пути истинного познания Атмана — Брахмана, становятся бессильными и обречены на гибель. Возможно что в Чхандогье речь идет не только о рассмотрении путей познания истины, но и об опровержении конкретно существовавшей точки зрения.
Таким образом, неортодоксальные школы (кроме философии чарваков) не столько противостояли идейному содержанию Вед, сколько специфической, по преимуществу — брахманистской его интерпретации. Это было выражением общекультурной оппозиции по отношению к идеологии и практике брахманизма, сходящего с арены общественной жизни. Место и роль брахманского жречества вполне соответствовали родоплеменной раздробленности и совершенно не отвечали потребностям возникающих централизованных государств эпохи раннего феодализма, когда все главные функции постепенно переходили в ведение воинского и чиновничьего сословия кшатриев.(Мареев, С.Н. История философии (общий курс): Учебное пособие / Мареев С.Н., Мареева Е.В — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с.)
Индуизм – возникшая только в течение последнего тысячелетия, широко распространенная в настоящее время религиозно-социальная система хинду в Западной Индии; совокупность всех ритуалов, религиозной практики и религиозных взглядов, традиций и мифологии, санкционированных священными книгами и предписаниями брахманов. Его основой является кастовый строй и определяемое последним господствующее положение брахманов (индийских священников). Главные боги – Вишну и Шива; первый является в образе Рамы и Кришны. Индуизм не является общепризнанным исповеданием. Для хинду он есть «санатана дхарма» – вечный закон, ибо он существует испокон века и всегда будет существовать.

3. Будда и его учение

По легенде в 563 году до нашей эры у царя Гаутамы родился сын. Мальчика назвали Сиддхартхой. Царю было предсказано, что мальчик станет аскетом, если хотя бы раз в жизни увидит старика, больного или мертвеца.
Царь Гаутама создал все условия, чтобы сын никогда не видел болезнь, смерть или старость. Не смотря на все старания своего отца, Сиддхартха увидел все — таки, и старость, и болезнь, и смерть. Потрясенный царевич бежал из дворца и стал лесным отшельником. Он изучал «Веды», но мудрые книги не смогли научить его тому, как победить смерть, которая его так сильно напугала.
Легенда утверждает, что однажды принц Сиддхартха сел под смоковницу и решил, что не сдвинется с места, пока, путем сосредоточения не узнает правду жизни и истинную мудрость.
На четвертый день, на него снизошло просветление, и он стал называться с тех пор «Буддой», что означает «просветленный».
Сиддхартха, а вернее теперь будет его называть Будда, стал основателем буддизма и много лет проповедовал свое учение. Будда ничего не писал, его учение долго существовало в устной форме, и было впервые записано на острове Цейлон только через 300 лет после начала распространения буддизма. Буддистский канон получил название «Трипитака», что означает «Три корзины». Так тексты записывались на пальмовых листьях, и их было так много. Что все они заняли три корзины.
Канон состоит из трех частей:
1) «Винайя-питака» в которой излагаются правила и нормы жизни буддийских монахов.
2) «Сутта-питака» является сборником проповедей и высказываний самого Будды.
3) «Абхидхамма-питака» в которой говорится о философских основах, доступным только тем, кто достиг высокой степени в духовном и нравственном совершенствовании, то есть книга для избранных.
Для того чтобы разобраться в том, чем же является буддизм, обратимся к словарю.
Буддизм — религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель буддизма — индийский принц Сиддхартха Гаутама — Будда. Краеугольный камень буддизма — вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием. Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ. В начале 1 в. образуются две основные ветви буддизма: Хинаяна («малая колесница») и Махаяна («большая колесница»). Возникнув в северо-восточной Индии, буддизм распространяется по всей Индии, Китаю, Тибету, Юго-Западной Азии, Японии, Монголии и др. Особого расцвета достигает в 3-1 вв. до н.э., 1-4, 8-9 вв. В Индии буддизм постепенно вытесняется возрождающимся брахманизмом (индуизм) и к 12 в. практически теряет свое значение. В настоящее время существует около 400 млн. буддистов-мирян и 1 млн. монахов и монахинь. Философия буддизма создана на основе ведийских текстов. Учение Будды явилось серьезной попыткой реформировать брахманизм, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства людей и построения общин (сангх).
Основная философско-этическая идея буддизма связана с Учением о «четырех благородных истинах», преподанных Буддою в первой Бенареской проповеди.
Мировоззренческая система буддизма строится на следующих главных категориях и понятиях: дхарма (элемент, Закон), карма (действие), сансара (поток бытия), Нирвана (букв, угасание — состояние Просветленности), нидана (колесо причинно-следственных связей), сангха (община).
Космология буддизма описывает мир, состоящим из трех лок (сфер): камалока (чувственный, реальный мир); рупалока (мир форм, иллюзорный); арупалока (мир без форм, сфера чистого сознания).
Одной из важнейших в буддизме является учение Калачакры («Колесо Времени»). Ее суть во взаимосвязи человека и Вселенной. Калачакра существует как учение о циклах (малых 12-летних, годовых — 60-летних, а также космических). Календарное летоисчисление — эзотерическое «Колесо Времени». Эзотерическая доктрина Калачакры связана с сокровенными астрологическими знаниями о периодах эволюции Вселенной и жизни человека. Мир в буддизме представляется бесконечным сочетанием дхарм, элементарных частиц, своего рода, вспышек жизненной энергии. Весь мир – «волнение» дхарм. Психологическое страдание есть постоянное переживание беспокойства. Страдание, равно как и удовлетворение, создают следствия для новых рождений и сочетаний дхарм. Если не изменять характера переживаний, то человек не сможет выйти из круга рождений и смертей (сансары). Своими поступками, чувствами, мыслями человек складывает карму (судьбу). Благородная и нравственная жизнь улучшает карму.
Человек есть комплекс сочетаний скандх, и в то же время — звено между двумя последующими состояниями жизни. Освобождение достигается прекращением «волнения» дхарм, т.е. уничтожавшем желаний, страстей, мыслей, всего неотвечающего праведному восьмеричному пути.
Для достижения освобождения в ряде школ буддизма разработаны специальные методы, методики и процедуры, служащие преобразованию психофизических характеристик личности, ускоряющих ее эволюцию, трансмутирующих несовершенные сцепления дхарм (скадхи). Особое развитие они получили в школах йогачаров, ваджраяны, в которых соединена практика индийской йоги, китайского даосизма, древних магических религий.
Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине (сангхе). Он выступил против ритуальных форм религиозной жизни, против абстрактно-догматических исканий. Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе исторического развития пришел к ее признанию. Будда стал олицетворяться с Универсумом, возникла теория Космического тела Будды.
Культ буддизма стал охватывать семейно-бытовую жизнь, праздники, создал систему социальных институтов, позволяющих рассматривать буддизм, как единое религиозное государство со своими регионами — школами и традициями. Догматическое восприятие учения Будды привело к социальному расслоению и дифференциации приверженцев религиозных направлений. Буддизм оказал сильное влияние на образ жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив в оппозиции брахманизму. Влияние буддизма на мировую религиозно-философскую мысль огромно. Буддийская культура образовала целый ментально-духовный мир со своей философией, архитектурой, живописью, литературой и формой мышления. В 1950 создано всемирное братство буддистов. (Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. -.98стр.)
Буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения, если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия («варны») обрядов, жертв и заклинаний можно достичь «хороших перерождений», т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом.
Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, то есть небытия. Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения к «высшей мудрости», достигнув которой существо может выйти из «круговорота бытия», завершить цепь своих перерождений. Наиболее существенным в учении Будды его последователи считают то, что он познал причину и сущность бытия — страдания, раскрыл их людям, так же как и тот путь, который ведет к прекращению страданий, к спасению, к небытию.

3.1. Четыре благородных истины

Будда находит свой, срединный путь, избегая как крайностей столь характерного для древней Индии аскетизма, так и — чрезмерного эмоционально-чувственного отношения к жизни. При этом учение о пути нравственного спасения излагается им на общедоступном языке обыденных образов и понятии. Ядром учения становятся «четыре благородные истины»:
1. Страдание есть универсальное свойство человеческой жизни. Оно охватывает все без исключения ее стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря — все проникнуто страданием.
2. Имеется причина человеческих страданий. Это, с одной стороны, объективное и безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы. Для человека этот процесс есть бесконечное перерождение (сансара), и как следствие расплата за свои грехи совершенные в прошлой жизни, которые записываются в карме, и поэтому человек должен вести порядочную жизнь, чтобы впоследствии получить награду в виде лучшего перерождения и более легкой будущей жизни.
3. Можно страдания прекратить еще в настоящей жизни то есть избрать себе путь преодоления нравственных пороков, преодоления собственного эгоизма, нравственного самосовершенствования благодаря победе над собственными желаниями.
4. Победа над желаниями приводит к нирване и есть путь избавления от страданий.(Философия: учебник / ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. — М.: Русское слово, 1996. — 432 с.)

3.2. Правильный путь физического и нравственного совершенствования

Необходимо выбрать верный путь физического и нравственного совершенствования
Это — восьмеричный путь, ведущий к нирване преодолению круга перерождений, как высшей цели. Этапы пути:
1. Должное понимание четырех благородных истин как фундаментальной основы внутреннего самосовершенствования;
2. Воля преобразовывать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами — правильная решимость как отказ от дурных намерений, вражды к ближним.
3. Правильная речь, то есть отказ от грубых слов, выражений оскорбляющих других, лжи и клеветы.
4. Правильное поведение, то есть не причинения вреда ни одному живому существу, отказ от воровства и удовлетворения своих плохих желаний.
5. Правильный образ жизни, то есть обеспечение своих потребностей честным трудом.
6. Правильное усилие — постоянное вытеснение дурных намерений и идей и замена их добрыми намерениями.
7. Правильное направление мысли – понимание того. Что все окружающее имеет преходящий характер.
8. Правильное сосредоточение, которое приводит к нирване, психотехника принятая в йоге, когда окончательно преодолеваются привязанности к миру.
Пройти по этому пути можно, если человек сумеет освободиться от оков человеческого духа – заблуждения, стремления, осознавания своего «Я», эмоции, чувства, привязанности, страсти, страх старости и смерти.
Таким образом, Будда считал, что человек приняв такой образ жизни и соблюдая все правила, очистится от земной скверны и сможет стать просветленным, и в конце концов прервать круг перерождений. Таким образом, восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором, единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины.

3.3. Что такое нирвана?

Что такое нирвана, объяснить может, наверное, только буддист, но если обратиться к энциклопедии, то можно получить краткое пояснение.
Нирвана (санскр, Nirvana — угасание, исчезновение, искупление, затем уже блаженство) — у буддистов и джайнов последнее, совершенное, высшее состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности, однако, у буддистов различаются два вида Нирваны: второстепенная или неполная Нирвана, и конечная или абсолютная.
Первая может быть достигнута каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути к спасению) еще при жизни. Этот вид Нирваны тождественен с состоянием дживанмукти (jivanmukti — искупление при жизни), о котором учат последователи веданты.
Вторая или окончательная, абсолютная Нирвана, может быть достигнута только после смерти.
В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В последнем смысле нирвана может быть истолкована как высоко блаженное и вечное состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно сопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствие допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот счет наблюдалась неясность и разногласие. На практике нирвана, обыкновенно понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения вновь. Подобному определению нирвана, как бы противоречит известие о том, что Будда победил Мару – смерть, но из этого противоречия буддизм находит выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но низший страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство. ( Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф.А Брокгауз., И.А. Ефрон-М.: Русское слово, 1996г. 3096 стр.)
Подводя итоги вышепрочитанному можно сказать что нирвана – это состояние духовного спокойствия, которого достичь нелегко, и скорее всего невозможно обычному человеку. Если только не уйти в монахи, отречься от семьи и близких, причиняя им боль, своим поведением. Наверное, русскому человеку не понять, зачем это все?

3.4. Буддизм в современном мире

В наши дни растёт популярность тибетского буддизма. Высокий авторитет нынешнего Далай-ламы, который из-за преследования китайских властей живёт в изгнании — в Индии, немало способствовал известности учения школы гелукпа. Всё это позволяет сказать, что буддизм, оказавший влияние на движение битников и хиппи, на творчество многих писателей.
В России влияние буддизма долгое время практически не ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие буддизм в монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы). Сейчас на волне общего религиозного возрождения наблюдается оживление деятельности буддистов. Созданы Буддийское общество, Буддийский университет, восстанавливаются старые и открываются новые буддийские храмы и монастыри (дацаны), издаётся большое количество буддийской литературы. В обеих российских столицах и в ряде других городов действуют центры сразу нескольких буддийских традиций. Наиболее влиятельная буддийская организация — созданное в 1950 году всемирное братство буддистов. Литература буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках.
Можно ли сказать, что это модное увлечение или попытка отыскать смысл жизни в текстах и верованиях древних, этого никто не знает, как не знают и те, кто пытается изучать особую философию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древнеиндийская философия имеет свой особенный взгляд на окружающий нас мир. Основная ее черта это множественное переплетение мифологического и религиозного. Но не смотря на эту религиозность, она имеет огромное отличие от других религий. Главное ее отличие – это то, что в древнеиндийской философии нет Бога. Вместо этого у них верхнюю ступень иерархии внеземного мира занимает некая сущность, настолько всеобъемлющая что познать ее невозможно, человеческий ум не способен осознать такой высший разум, из которого произошло все, включая богов. Душа у индийцев является как бы частью этого разума, они называют ее Атман, она на время входит в человека, а по окончанию жизненного пути покидает его как старый разбитый сосуд, для того чтобы вселиться в новое тело. В тоже время сам Атман является таким же непостижимым и вездесущим, как и абсолютный дух, Брахма, частью которого она и является. В Брихадараньяка-упанишада, по крайне мере в том переводе, что мне удалось найти написано: «Поистине, этот Атман есть Брахман, состоящий из познания, из разума, из жизни, из зрения, из слуха, из земли, из воды, из ветра, из пространства, из света и не света, из желания и нежелания, из гнева и не гнева, из дхармы и не дхармы, из всего». (Брихадараньяка-упанишада)
Вся их жизнь настроена на стремление очистить свою Карму, своеобразную «записную книжку» куда записываются все не только дела, но и помыслы. Так как в древней Индии существовал кастовый строй, и покинуть свою касту человек мог только при условии удачного, или не очень перерождения, то Карму пытались привести в порядок все: брахманы (высшая каста жрецов) и кшатрии _(каста правителей и служащих) с надеждой прервать круг перерождений, и из страха, что родится в более низкой касте, а Вайшьи (свободные торговцы и земледельцы) и Шудры (рабы) в надежде улучшить свою будущую жизнь с помощью рождения в более высшей касте. С точки зрения государства это очень удобное верование, в смысле охраны правопорядка и поддержания нравственно-морального облика граждан.
Впоследствии, так как человечество постоянно развивается и индийцы не исключение, их философия разделилась на несколько школ. Школы отличались друг от друга тем, насколько авторитетны для них были Веды. Школы разделились на две ветви классическую и ортодоксальную. Классической школой проповедовалось в основном те же самые, но немного осовремененные Веды, в основном это и ныне процветающий индуизм. Отошли от Вед две школы: буддизм и джайнизм. Так я в своей работе писала о буддизме, то продолжу о нем.
Буддизм, чем же он отличается от классической школы. Во — первых в буддизме говорится, что жизнь – это вечное страдание, независимо от того в какой касте ты состоишь. С самого первого дня жизни начинаются страдания, и нужно постоянно совершенствоваться, для того чтобы преодолеть их и достигнуть просветления. Единственное стремление человека должно быть стремление прервать этот круг рождений и исчезнуть навсегда. Пройти по этому пути можно, если человек освободится от оков человеческого духа. Эти оковы – эмоции, чувства, привязанности, страх смерти и старости, заблуждения и сознания своего «Я». Только возникает вопрос, если все мы начнем пытаться достичь нирваны, то кто будет размножаться, кто будет растить детей, если они все таки появятся. Это совершенно утопическое учение и мне странно, что у него так много последователей, хотя нужно признать, что буддизм распространился не в совсем развитых странах. Зачем нужна бескрайняя мудрость, если не будет никого вокруг. И разве может человек желать конечной смерти, ведь нас успокаивает только одна мысль, что даже если случиться что-то плохое, то есть мир, где мы, или те, кого мы потеряли, будут жить. И разве не является желание достичь все-таки нирваны величайшим эгоизмом по отношению к своим близким? Наверное, нужно родиться буддистским монахом, чтобы жить этим, верить в это и пытаться научить этому.
Буддизм не прижился в Индии и его носители были вынуждены вместе со своим учением эмигрировать в Китай, что не удивительно. На сегодняшний день общепринятый оплот буддизма, в Тибете. В горах и одиночестве лучше, получается, достичь нирваны, предварительно отринув все то, что делает из обезьяны человека.

Что вы думаете по этому поводу? Напишите, пожалуйста!

Ваш e-mail не будет опубликован.